Обострение межнациональных отношений, приведшее к недавним манифестациям в нескольких городах, назревало в стране не первый год. За две недели до событий на Манежной площади мне пришлось сказать на одном торжественном собрании московской общественности неторжественные вещи — предупредить, о том, что угроза межнациональных столкновений вплотную подступает к Москве и если в столице произойдут кровопролитные конфликты на этой почве, то это поставит под угрозу будущее всей страны. Ведь то, что происходит в Москве, становится моментально известно всей России.
Сейчас Господь опять над нами смилостивился. Благодаря тому, что никто из вышедших на улицы не пошел на убийства (хочется верить, что не пошел сознательно) и тому, что правоохранительные органы действовали достаточно умело, люди не оказались разделены кровью. И Россия была спасена от тотального межнационального побоища.
Однако проблемы остаются. И сегодня нужно, чтобы власть при участии общества посмотрела правде в глаза и начала решать эти проблемы не только на уровне слов, а на уровне законодательных актов и административных действий.
Очевидно, что в стране слаба связь между властью и большинством народа. К взглядам людей на прошлое, настоящее и будущее прислушиваются не в той мере, в какой это позволило бы обеспечить безопасное и стабильное развитие России.
К сожалению, подчас больше слушают безнадежно скомпрометировавшую себя элиту, которая предлагает рецепты национальной политики еще с конца 80-х годов — рецепты никогда не работавшие, а сейчас просто опасные, ведь ситуация требует не забалтывания, а экстренных мер.
Мнение народа нужно учитывать и при выстраивании экономической и социальной политики. Если людям не нравятся ее ключевые моменты, значит, их нужно менять, а не пытаться ломать народ через колено, что обязательно обернется национальным или социальным противодействием, а значит, вновь поставит Россию на грань катастрофы, как это было в 1917 году.
Только ленивый сегодня не говорит о том, что некоторые представители диаспор ведут себя вызывающе, нагло, по-хамски, нарушают и закон, и нормы морали. Нужно усилить законодательные меры для недопущению такого поведения, договориться о нравственных и культурных правилах, которые должны касаться не только приезжих, но и коренного населения.
Убежден, что любые речи и лозунги, оскорбительные по отношению к тому или иному народу и разжигающие межнациональную вражду, должны быть исключены. Должна быть полностью исключена и нелегальная миграция, как и любое другое нарушение закона.
Одновременно налицо попытки нацистских, неоязыческих и других подобных группировок использовать существующую проблему, чтобы прорваться к власти или по крайней мере завоевать себе миллионы сторонников. В этом, несомненно, таится серьезная опасность. История XX века показывает, что радикальные группировки, получив власть или влияние, никогда не оказываются способны привести страну к благополучной и мирной жизни. История России после 1917 года и Германии 30-40-х годов наглядно это демонстрирует.
Если движение обеспокоенных людей сформируется как движение нацистов или неоязычников, то плохо будет всем, в первую очередь русскому народу. Сегодня русский народ нуждается в национальном возрождении, в том, чтобы его система ценностей, его вера и культура определяли действия власти и все общественные процессы. Немаловажную роль в жизни страны должны играть и все народы, живущие в России, которыми она исторически была и остается богата. Но никакой решающей роли не должен играть полностью провалившийся в экономике и межнациональных отношениях экспертный слой 90-х годов, до сих пор не сходящий с телеэкранов. Сейчас в нашем обществе появилась новая и более творческая группа экспертов, не отягощенная безудержным освоением денег на выборных кампаниях 90-х годов. Именно этот слой думающих и неравнодушных людей должен находить путь к народной поддержке и вместе с народом влиять на принятие решений.
Таковы мои пожелания к новой элите 2010-х годов, в которые мы сегодня вступаем. Будем надеяться, что эти годы станут временем подлинно народного возрождения России.