В
дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является
благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже
достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным
для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за
прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы
сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.
Причина
установления Родительских суббот заключается в том подвиге, в котором тогда
пребывают христиане. Ежели, по учению святого апостола
Павла, без любви ни что же есмь, то значит и самый
подвиг поста, ежели не будет сопровождаться истинною взаимной любовью, потеряет
свое значение, и постящиеся не достигнут цели, добродетель потеряет свою силу.
Потому церковь и заботится, чтобы между всеми ее членами были мир и любовь.
Пред
вступлением в подвиг поста, Церковь пригласила действительно всех своих членов,
пребывающих на земле, показать на самом деле, что они пребывают в неразрывном
союзе любви и в общении с членами ее, пребывающими в загробном мире – со
Святыми и с несовершенными усопшими. Так точно и теперь, при продолжении
подвига поста, и для показания, что мы не отступаем нисколько от заповеди
основателя нашей Церкви Иисуса Христа: «любить друг друга», Церковь приглашает
своих членов ко всеобщему молению об умерших, избрав
субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.
Другая
причина основания суббот есть та, что в эти дни поста кроме суббот и
воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые
доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь
установила особенное моление об умерших в субботы 2-й,
3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста,
посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в
них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.
Именно
в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым
усердием молятся о своих мертвых, ставят свечи за их упокоение, служат
панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.
Каждому
из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек,
попадая в загробный мир, и не достойный рая, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность
получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на
земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен
этой возможности.
А
подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью
очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли
вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в
малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил
свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой
гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое
прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.
Поэтому
панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в
их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им
поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий,
подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но
не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили
упокоение.
Всякий
желающий проявить свою любовь к умершим и подать им
реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в
особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и
умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый,
Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
Если
мы на деле, а не на словах любим своих родственников; если мы действительно
являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему,
мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их
спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу
в Рай. И их поминовение – наша прямая и непосредственная обязанность.