В
этот день Святая Церковь своими песнопениями призывает встретить «начатки
страстей Господних» и последовать за Господом на пути в Иерусалим.
Грядущие
невинные страдания Спасителя показаны в ветхозаветном прообразе целомудренного
Иосифа.
«Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть
прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для своих
единоплеменников-иудеев, продается учеником за тридцать сребреников,
заключается в мрачный и тесный ров-гроб и, восстав из него, воцаряется над
Египтом, то есть над всяким грехом, и в конец побеждает его, владычествует над
всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием
таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею Живоносною
Плотию».
Из
событий Евангельских в этот день вспоминается иссушение бесплодной смоковницы.
Смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел
истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял. Но
эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния,
почему Святая Церковь и взывает к нам: «Изсохшия
смоковницы за неплодие, прещения (проклятия) убоявшеся, братие, плоды,
достойны покаяния, принесем Христу, подающему нам велию
милость».
Утреннее
Евангелие назидает нас притчей о неправедных
виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом,
а потом и самого сына своего господина. В этой притче,
изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю
сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения
христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие
и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.
В
Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как
они были предызображены Иисусом Христом.
Изображением
великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины
века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению,
молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении
Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24, 14-22).