Всенощная
накануне Великого четверга посвящена Тайной Вечере, за которой Спаситель,
повелев, чтобы Пасха Нового Завета вкушалась в память Его Самого,
Его Тела и Его Крови, пролитой во отпущение грехов, установил Таинство
Евхаристии. В богослужении этого дня вспоминается также предательство Иуды.
На
Всенощной читается Евангелие от Луки, повествующее о Тайной Вечере, и все
песнопения службы посвящены ей.
Вот
о чем говорит Тропарь Великого четверга: «Егда славнии ученицы на умовении
вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав,
омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь,
имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша:
бежи несытыя души, Учителю
таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава
Тебе».
В
апостольском чтении изображены как установление таинства, так и цель его и достойный образ приготовления к нему и принятия его.
Евангелие
повествует об обстоятельствах, предшествовавших, сопровождавших и последовавших
за Тайной вечерею, и выбрано из повествований святых евангелистов Матфея, Луки и Иоанна.
Созерцая Спасителя уже в последние пред
страданиями минуты, Святая Церковь в своих песнопениях глубоко соскорбит и сострадает Ему, но, зная, Кто этот Страдалец и
зачем и за кого Он идет на смерть, Святая Церковь дает не менее места и чувству
благоговейной любви к Грядущему на вольные страсти и благодарного прославления
Его.
С
особенной силой желая выразить негодование к козням иудейским и вероломству
Иудину, с одной стороны, и благоговейное преклонение пред долготерпением
Спасителя – с другой, Святая Церковь восклицает:
«Стекается прочее соборище
иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату
предаст; о беззаконных! о неверных! яко Грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго
страсти, ко страстем уготовляют: Господи
долготерпеливо! велия Твоя
милость, слава Тебе!»
Евангельское
чтение этого дня – особое, составленное из описаний Тайной Вечери всеми
четырьмя евангелистами.
«Херувимская
песнь» и причастные стихи заменяются пением следующей молитвы: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий,
причастника мя прими: не бо врагом
Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».