Все
богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти
Богочеловека.
Утреня
Великой пятницы совершается в четверг вечером. Главная особенность этой службы –
чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть
двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и
помещенных между разными частями службы.
Первое
и самое длинное из них – Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя
как «Путь и Истину и Жизнь», как драгоценный дар
Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. «Нет больше той любви,
как если кто положит душу свою за друзей своих». И весь разговор Христа с
апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби
мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Заканчивается
это евангельское чтение так называемой Первосвященнической
молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя: «Не о них же только
молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во
Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино».
Чтения
Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от
Матфея.
В
Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не
совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия
о Его Страстях.
Вечерня
Великой пятницы («Вынос Плащаницы») посвящена погребению Спасителя и
совершается обычно в середине дня.
Перед
началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение – «гроб»,
украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница – большой плат, на
котором написан или вышит образ положенного во гроб
Спасителя.
Песнопения
Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и
пения «Свете тихий» читаются отрывки из Книг Исхода,
Иова и 52-я глава Книги пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к
Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырех повествований о Христовых
смерти и погребении. Стихи прокимнов и «Аллилуйи»
заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже,
Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя
еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове
преисподнем, в темных и сени смертней
(Пс. 87, 6).
После
добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник
надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, все еще находящуюся
на престоле.
Затем
после «Отче наш», во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой,
обходит престол, выходит на середину храма и помещает ее на гроб.
«Благообразный
Иосиф, с древа снем Пречистое Тело
Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями
(благовониями) во гробе нове покрыв положи» (Тропарь
Великой субботы).
В
некоторых церквях после Вечерни поется Повечерие или так называемый «Плач Пресвятыя Богородицы».