В книге Деяний святых апостолов говорится,
что когда апостолы по действию Святого Духа стали на разных языках
проповедовать Слово Божие, то некоторые, «насмехаясь, говорили: они напились
сладкого вина» (Деян. 2, 13). В этих кратких словах прикровенно объясняется причина той ужасной духовной
болезни, которая называется пьянством. Болезни именно духовной.
Попробуем разобраться. Действие Святого Духа
принимают некоторые за действие хмельного напитка. Как известно, выпивший
человек чувствует себя раскованно, свободно вступает в общение, он весел,
бесстрашен, от него отступает всякая житейская суета. Очевидно, что-то подобное
этому усмотрели тогда и в апостолах, в их дерзновении, в их смелости, в их
открытости. Оказывается, внешнее действие вина и действие благодати похожи.
Разница в том, что Святой Дух действует могущественно и самовластно, как Бог, а
вино лишь на время дарит иллюзию свободы и удовольствия, чтобы потом, опустошив
душу, оставить человека беззащитным и слабым лицом к лицу с той же
неизменившейся жизнью. И вот человек ищет снова забытья, уходя от проблем; ищет
легкости и невесомости. И то, что можно получить от Духа Святого, человек
быстрее и проще получает от спиртных напитков. С той только разницей, что если
Святой Дух подает человеку полноту и радость бытия, то спиртное – только видимость
этой полноты и радости.
Стремление к счастью, глубокая неудовлетворенность
жизнью, неосознанная тоска по потерянному Раю – вот причина, толкающая человека
к спиртному. Эта глубинная, неосознанная тоска - общий удел всего грехопадшего человечества, и поэтому пьют все, и богатые и бедные, и ученые и неграмотные, различаясь только
качеством употребляемых напитков. «Зеленый змий» не приносит ни счастья, ни
радости. Вместо них он приносит разбитые семьи и детей-калек, автодорожные
происшествия и производственные травмы. Действительно, статистика говорит, что
большинство преступлений совершается под воздействием спиртного, а жизнь
показывает, что алкоголь проторивает дорогу и
растлениям, и изменам, и прочим непотребствам. Святитель Иоанн Златоуст
говорит, что пьяный хуже бесноватого, ибо бесноватого жалеем, а от пьяного
отворачиваемся.
Нет иного способа победить пьянство, как
только приобщиться к истинно духовной жизни, прийти к Источнику жизни – Богу и
от Него наполниться настоящим, а не иллюзорным блаженством. Подтверждение этой
мысли находим у апостола Павла. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но наполняйтесь Духом, назидая
самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными...» (Еф. 5, 18-19). Здесь, как видим, «упиванию
вином» противостоит «исполнение Духом». Ту же мысль влагает в наше сердце и
Господь, говоря: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими», – и как
противоядие: «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 34, 38).
По опыту жизни видим, что ни плачущие дети,
ни крики домашних, ни крайняя бедность, ни долги, ни расстройство здоровья –
ничто не удерживает от вредоносного зелья. Душу, порабощенную пьянством, может
исцелить только Всесильный Дух Святой. Но как быть, если пьяница
не молится? Нужно, чтобы за него молились другие – мать, жена, дети. Господь
Иисус Христос, исцеливший от беснования дочь по молитвам матери (Мк. 7, 24-30), и сегодня исцеляет страждущих по молитвам
родственников и близких. Если же у самого пьющего человека есть желание
освободиться от греховного рабства, то пост, искреннее раскаяние, частое
причащение Святых Христовых Таин будут теми дверями, через которые в душу
человека войдет и начнет действовать сила Божия.
Борясь с пьянством, не следует кодироваться.
Никто не кодировал человека, когда он начинал пить; и, бросая пить, нужно
укрепиться волей против зла и с помощью Божией – без магической помощи
заговоров и кодиpoвaния –
отстать от греха.
Для того чтобы грех винопития
не повторялся, необходимо всячески избегать хмельных застолий, встреч с пьющими
людьми и всех тех случаев жизни, где можно впасть в этот грех.
Молясь Господу Иисусу Христу и Его Пречистой
Матери, можно призывать в помощь и таких угодников Божиих, как мученик Вонифатий, святой праведный Иоанн Кронштадтский;
совершать им особые молебные пения. Но главное – не
жалеть и не извинять себя, но возненавидеть грех, позорящий и губящий человека.
Нам, сегодняшним христианам, необходимо
помнить о своей немощи и о коварстве диавола и
избегать пьянства, как матери многих грехов; возлюбить же трезвость и пост, как
матерь многих добродетелей.