RSS

Меню

Категории раздела
Жития святых Коми земли
Интервью
Медицинский отдел
Дорога к храму
Проблемы нашего времени
Проповеди и послания

Последние статьи

Погода

Наш баннер



Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Интервью

Яко едиными устами вопияху: мы трудимся во Славу Божию...

Рассуждения Его Преосвященства, епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима о проблемах взаимоотношения светской и духовной власти в республике Коми: о путях выхода из сложившейся ситуации и перспективах дальнейшего сотрудничества.

Позвольте поздравить Вас с 13-летием создания Епархиального управления. За это время Вашими молитвами многое было сделано для возрождения храмов и других православных центров на территории нашей республики. Будем надеяться, что так будет продолжаться и впредь. Уважаемый Владыка, как сейчас обстоят дела по сотрудничеству с благотворительными структурами и ведомствами Республики Коми?

Спаси вас Господи, все мы трудимся во славу Божию. В свое время Глава Республики Коми Юрий Спиридонов сделал все от себя зависящее для возрождения Православия в Коми крае. Из средств республиканского бюджета выделялись значительные суммы для возрождения и развития нашей обители. В кратчайшие сроки был возведен Стефановский Кафедральный собор. На 2 миллиарда рублей обустраивались подъезды в Ульяновский и Кылтовские монастыри, возводилось Сыктывкарское Духовное училище, облагораживались храмы и святые обители. Тогда Спиридонов старался сохранять большую часть бюджета в регионе (50 на 50), сегодня же данная закономерность (70 на 30) в пользу Москвы. И это – только начало. Несмотря на так называемый экономический рост, нынешняя помощь светской власти во многом не соизмерима с веянием времени, да и многие факты помощи Церкви не соответствуют действительности. Вместо благотворительной помощи Церковь наша ощущала постоянную травлю и даже откровенную вражду со стороны, как светских властей, так и общественных, правозащитных, религиозных движений, направленных главным образом на подавление Ее авторитета. Не обошлось и без духовной брани. Был нападки на священнослужителей и нашу газету через СМИ, даже привлекали к суду. Ведь многих не устраивала наша «консервативная» политика скорейшего возвращения к национальному самосознанию народа – православной монархической ментальности, к неискаженной Отечественной истории и вере. Это конечно сглаживалось во многом прежним Главой Юрием Спиридоновым, исходатайствовавшим для меня «Орден дружбы народов», который в последующем был мне вручен нынешним Главой – Владимиром Торлоповым.

Что еще положительного связано с деятельностью нынешнего Главы РК? Ощущается ли помощь со стороны властей к Вам лично и Русской Православной Церкви в целом?

С уходом Спиридонова ситуация резко ухудшилась. За последние шесть лет Сыктывкарская и Воркутинская епархия кроме помощи в косметическом ремонте ничего не получила. Помощь со стороны республиканской власти была существенно снижена в одностороннем порядке без объяснения видимых причин. Сегодняшняя власть просто игнорирует присутствие Русской Православной Церкви в РК: на наши запросы и просьбы в светские и государственные учреждения просто не приходит ответа. Такого пренебрежения даже в годы Советской власти мы не ощущали. Приходят отписки от заместителей Главы, что «Церковь отделена от Государства», несмотря на то, что светская власть в Центре вплоть до Президента РФ, делает все возможное для нашего плодотворного сотрудничества и взаиморавноправного диалога, признавая исключительную государствообразующую роль Русской Православной Церкви на протяжении всего становления Государства Российского. Но самое страшное то, что мне, Правящему Архиерею, приходилось слышать открытые угрозы в свой адрес. На меня готовы были найти любой компромат, привлечь к суду или даже убить. Бог миловал, но проблемы остались.

Как обстоят дела по восстановлению и строительству новых храмов республики? Каковы Ваши планы на будущее?

Накопилось много вопросов, требующих незамедлительного ответа. В том числе и в отношении разрушенных и разграбленных Советской властью храмов и обителей. Нашим молчанием предается Бог. Когда же, наконец, ситуация прояснится? Ведь в нынешнее время необходимо «поднимать» 283 храма, разрушенных по вине богоборческой власти, о которых сегодняшняя власть, по-видимому, просто предпочитает забыть. Хотя это был величайший «церковный холокост» в истории России, подготовленный внешними и внутренними врагами Отечества, как писал великий русский философ Иван Ильин, силами и средствами «мiровой закулисы». Такое количество храмов в Российской Империи было выстроено на несколько десятков тысяч жителей Коми края. Сегодня необходимо соотносить потребности восстановления и строительства с тем количеством населения, которое проживает в республике на данный момент. Следовательно, необходимо выстраивать больше и это – долг в первую очередь приемников Советской власти, когда-то вставшей на путь богоборчества и грандиозного геноцида государствообразующего русского народа в застенках ЧК и лагерях ГУЛАГа в «годы становления Советской власти». Тем более что не один храм или святая обитель РК так и не оформлены в собственность Русской православной Церкви.

Не так давно СМИ сообщали о строительстве культовых зданий других религий в городе Сыктывкаре. Как Церковь к этому относится в нынешних условиях?

В данных условиях тем более нельзя говорить о каком-либо поспешном строительстве синагог или мечетей на фоне попирания исторической религии, которую исповедуют более 80% православных христиан, как в России, так и в республике Коми.

Как решаются вопросы церковного землеустройства сегодня?

В настоящее время Кирульский храм вынужден бороться за клочок земли, в то время как глава попечительского совета мусульман имеет два выделенных гектара (газета «Красное знамя» №151, стр. 2). В Орбите же власти забирают землю у Петропавловской Церкви, хотя в СМИ многократно рекламировалось строение храма. Храм Кылтовского подворья находится на «пятачке», ограниченно неся свою социальную миссию, не получая никакой помощи от администрации города для удовлетворения нужд бездомных и малообеспеченных семей. В Давпоне же постоянно грозят отобрать прилегающую к храму территорию, предназначенную для строительства Троицкого храма (Согласно рапорту настоятеля – протоиерей Михаила Козака). Православная школа до сих пор закрыта пожарным надзором, земля под школой неоднократно вымогалась, видно торгово-развлекательные центры важнее, чем воспитание детей в национальной вере и культуре. По-видимому, так власть лоббирует лишь определенные выгоды, захватывая и продавая землю для чуждых интересов бездуховных собеседников, попирая интересы православных граждан.

Как Вы относитесь к инициативе властей о строительстве «деревни национально-культурных автономий» в РК?

Показательным примером может служить и строительство «деревни национально-культурных автономий» (газета «Красное знамя» №179, стр. 2) в Мичуринском парке, где администрация города предоставляет полную свободу в строительстве, помогая в благоустройстве, прокладке внешних цепей, охране. Согласно их проекту 15 диаспорам будет выделено по 1,5 гектара земли для строительства своих культурных центров, национальных музеев, молельных комнат, что, конечно же, не может нас не настораживать (в условиях общемировой глобализации и развития экуменизма). Более же меня поразила совсем иное – это встреча представителей 7 инициативных групп с руководством столицы. Были представлены 7 «основных», по мнению администрации города, национальностей, проживающих в республике: еврейской, немецкой, армянской, азербайджанской, грузинской, украинской и белорусской. Всех «основных», кроме – русской и коми. Присутствие русского землячества, русских творческих коллективов на официальных торжествах и приемах, и это – не секрет, постоянно игнорируется республиканской властью, их просто не приглашают. И это наводит меня, да и многих жителей края, на определенные выводы о дискриминации русских в республике.

Каковы же все-таки проблемы сегодняшнего дня, решение которых не ждет отлагательств?

Вернусь к наболевшему. Создается впечатление, что навсегда похоронена мечта о строительстве колокольни Стефановского Кафедрального собора, да новой православной гимназии, взамен бывшего духовного училища, располагавшегося когда-то на месте нынешней Национальной галереи РК. Проблемы в строительстве собора до сих пор дают о себе знать: несущие колонны не выдерживают натиска талой воды, сырость постоянна. Не решены вопросы с увековечиванием памяти и возвращением исторических названий нашим улицам и площадям. До сих пор не установлен Памятный крест на месте взорванного Троицкого собора и возвышается памятник Ленину на Стефановской площади столицы. Нет памятника создателю коми письменности Стефану Пермскому, а также создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. Не переименованы улицы и площади, несмотря на многочисленные обращения Епархии, общественных движений и организаций РК. Как никогда нам сейчас необходимо помнит завет святого праведного Иоанна Кронштадского: «Полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые каноны... Скорее с покаянием к Богу, скорее к твердому и непоколебимому пристанищу веры и Церкви!».

С любовью о Христе, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

Категория: Интервью | Добавил: admin (12 Ноября 2008)
Просмотров: 1190


Design morguss © 2009
Свято-Казанский храм © 2009-2024