Главное
в нашей жизни – участие в Литургии, принятие святых Божественных Христовых
Тайн. Проще говоря, все наши беды, все наши несчастья связаны с нашим
отношением к Евхаристии. И если говорить о Евхаристии, то, в сущности, граница
между Церковью и еретиками проходит по отношению к Евхаристии. Для нас она –
это Таинство Таинств; мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа
нашего Иисуса Христа.
Мне
много приходилось в жизни видеть страшного и ужасного.
Но самое страшное, – это была пролитая на церковный ковер Кровь Господа нашего
Иисуса Христа и упавшее на этот ковер Тело. И мы ползали с настоятелем, собирая
эту величайшую святыню. Если Тело, частица причастия, упала на землю в храме,
то в этом храме до архиерейского разрешения прекращается служение.
А
если мы посмотрим, например, на лютеран, то они не причащаются Тела и Крови
Господа Иисуса Христа, они совершают хлебопреломление
в память о Тайной Вечери, и
это для них не святыня.
Вот
так, по отношению к Причастию, и проходит граница.
Причастие
имеется и в Армяно-Григорианской Церкви, и в католической Церкви. Но есть
разница в отношении к нему. И мы должны к Телу Христову подходить с великим
трепетом и страхом Божиим.
Если
говорить о первых веках, то тогда Тела и Крови причащались все присутствующие
на Литургии. Если человек три недели, три воскресения не причащался, то он
считался изверженным из церковного общения. А у нас люди не причащаются
месяцами, годами. Спрашиваешь: «Когда был в последний раз?» – «То ли в прошлом,
то ли в позапрошлом году». Причащаться следует как минимум четыре раза в год
постами. И встает вопрос: «А может быть нам, как в первые
века, причащаться каждое воскресение, каждую службу, на которой мы
присутствуем?» – Вероятно, мы до такого не доросли. Если причащаться каждое
воскресение, то надо жить Господом нашим Иисусом Христом. Когда меня
спрашивают, как часто надо причащаться, я говорю, не знаю. Одному надо причащаться
четыре раза в год, а другому и каждое воскресение, в зависимости от того
духовного настроя, который человек имеет. И, к сожалению, в то время как нужно
подходить к Причастию, как говорится в молитве, «со страхом Божиим» – как мы
подходим? Вот в последней молитве перед Причастием мы читаем: «Пред дверьми
храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю».
Лютых помышлений не отступаю! Значит, от лютых помышлений мы не отступаем,
находясь даже здесь, в храме, перед Причастием, потому что мы слишком связаны с
этим миром, нам дороги наши прегрешения, мы сами не хотим с ними расставаться.
Как часто приходится слышать: «А я не хочу от этого отказываться». Так же
нельзя: не покаялись на исповеди, – нельзя причащаться. И был у меня один
исповедник, который сказал: «А я не хочу менять свою жизнь». Что мне делать в
такой ситуации? Я ушел и лишил его разрешительной молитвы. Если хочешь жить
по-старому, значит, нет у тебя исповеди и нет у тебя покаяния, и не может быть
отпущения грехов; значит, ты не можешь идти к Святому Причастию.
Христос
сказал: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6, 57). Ядущий Его, а не воспоминания Тайной Вечери. А мы,
причащаясь истинной Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа, через два-три
дня забываем, что мы несем в себе это Тело, что должны нести эту память с
благоговением. Кровь Христа, как выяснилось, была кровью первой группы, то есть
Он был универсальным донором. Что это – случайно, или это высокая тайна?
Конечно, это высокая и действительная тайна. Но, если мы причащаемся Крови
Господа нашего Иисуса Христа, то мы сопричащаемся и
друг другу. И в каждом из нас, причастников, течет Кровь Господа нашего Иисуса
Христа. Следовательно, мы с вами являемся братьями по Крови Христа, сестрами по
Крови Христа. Так какое же отношение у нас должно быть между собой? Братское и
сестринское. К сожалению, мы это братское, сестринское отношение в семьях
утратили, но здесь, в церковной общине, оно должно сохраняться между всеми
верующими, которые совместно участвуют в Литургии.
Мы
причащаемся из Святой Чаши во оставление грехов. И
если мы причащаемся Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, то должны очень
внимательно следить за собой: за своими словами, за своими поступками, за
своими молитвами, за своим отношением к близким. Ибо
мы причащаемся во осуждение, если причащаемся
недостойно, если причащаемся, не следя за собой до и после причастия. Да, мы
причащаемся, конечно, только по милости Господа нашего Иисуса Христа.
Мы
просим: «Перед дверьми храма Твоего предстою, и лютых
помышлений не отступаю; но Ты, Христе Боже, мытаря оправдивый,
и хананею помиловавый, и
разбойнику рая двери отверзый, отверзи ми утробы
человеколюбия Твоего, и приими мя приходяща
и прикасающася Тебе... Аз же, окаянный, все Тело Твое дерзая восприяти, да не
опален буду». Святые Таинства могут и опалять, и были случаи, когда
какой-нибудь человек, дерзнув принять их недостойно, был наказан. Молитесь,
чтобы милость Господня была со всеми причащающимися, чтобы это Тело и эта
Кровь, которые вы сегодня вкушаете и принимаете в себя, были во
исцеление и души и тела вашего, чтобы вы чувствовали друг друга братьями и
сестрами.
«Ядущий Меня жить будет Мною». – И вот спросим себя: «А как
мы жили? Жили ли мы Христом или собой и миром?».
«Ядущий Меня жить будет Мною». Если мы христиане, то должны
прислушиваться к этим словам, заповеданным нам Самим
Богом.
Я
призываю причащающихся особенно внимательно, со страхом подходить к причастию
Святых Таинств и последить за собой во все остальные дни своей жизни.