С
точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным
уставом: «сухоядение» – то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные
овощи и фрукты; «варение без елея» – вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» – вино испивается мерой для укрепления сил
постящихся; «разрешение на рыбу».
Общее
правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко,
постное масло, вино и есть больше чем раз в день.
По
субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме
субботы на Страстной седмице).
В
Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).
В
Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается
есть рыбную икру.
Первая
неделя (седмица) Великого поста и последняя – Страстная седмица – наиболее
строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы
Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную
седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не
жарится), а в пятницу и субботу – полное воздержание от пищи.
Невозможно
установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями
для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста
указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности
стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов,
духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя
браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему
постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать
по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом,
например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.
В
молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно
придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять
свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В
первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и
телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного
напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные
возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное
внимание на очищение своей души.