Для
каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на
множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех,
направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост.
Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия
по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это
должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с
ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.
Организация
нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает
(как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей
ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем
себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем
или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не
доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, – у
каждого наберутся такого рода саможаления, – то
Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к
себе, пресечь.
Тот,
кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен
стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы
каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в
будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее
молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру
церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному
строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых
частей из каждодневных последований Триоди Постной.
На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы,
двупеснцы, четверопеснцы,
которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое
главное располагают нас к покаянию.
Для
тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома
в свободное время – вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от
них, – каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не
удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые
поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.
Очень
важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и
обязательно – на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного
строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится
литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года.
В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки
зрения (по крайней мере, клиросного) звучания отличается почти
что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется».
Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую
очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе
нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения
молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение
тропарей часа – первого, третьего, шестого и девятого часов с земными
поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим
даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва
моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии
преждеосвященных даров – не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись
к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных
службах.
Поэтому
каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть
жизненные обстоятельства – работу, учебу, житейские попечения – и выбраться на
будничные великопостные службы.
Пост
есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа
прощение своих грехов (говением и исповедью) и
достойно причаститься святых Христовых Таин.
Во
время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако
следует постараться поговеть и принять святые Тайны
Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной – в
Великий четверг.