Продажа
свечей в храме вносит суету и отвлекает от молитвы. Хорошо, если есть
возможность это делать в другом месте. К сожалению, у большинства приходов
такой возможности нет.
Нужно
определенно сказать, что место из Евангелия, на которое обычно ссылаются, к этому случаю не подходит. Нравственный
смысл евангельского события связан с обличением частных торговцев, которые
обогащались, зарабатывали деньги, торгуя на святом месте: Приближалась Пасха
Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и
нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги
у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей:
возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 13-16).
Это относилось и к меновщикам, которые наживались там же, тогда как Господь
вообще запретил брать проценты (Исх. 22, 25; Лев. 25, 36, 37; Втор. 15, 8;
Втор. 23, 19, 20). Надо еще заметить, что торговля была не в храме, а в
прилегающих к храму галереях (в Иерусалимский храм, кроме первосвященника и священников,
никто войти не мог). В Священном Писании иногда храмом называется весь
комплекс, включавший двор и пристройки.
Приобретение
свечей за свечным ящиком является формой пожертвования на нужды храма. При
Иерусалимском храме были специальные сосуды для пожертвований денег на
содержание храма: Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме
(Ин. 8, 20). Господь наш Иисус Христос этот обычай не только не обличал, но и
похвалил вдовицу, положившую две лепты: И сел Иисус против сокровищницы и
смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу (Мк. 12,
41).