RSS

Меню

Календарь

Последние статьи

Погода

Наш баннер



Статистика

  
Главная » 2011 » Мая » 30 » "Детская болезнь» юстиции: какие ювенальные технологии нужны России?
"Детская болезнь» юстиции: какие ювенальные технологии нужны России?
12.57

О проблемах ювенальной юстиции высказались судьи, представители Ассоциации юристов России, общественной организации и Русской православной церкви

Всеволод Чаплин, протоиерейПротоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

«Меры государственного и общественного контроля над жизнью ребенка в семье нужно подвергать нравственной экспертизе»

- Семья есть великое благо, данное нам Творцом, заложившим нормы внутрисемейных отношений в природу человека. В представлении православного христианина семья — это малая церковь. Она строится не только и не столько на общности материальных интересов и на совместном ведении хозяйства, сколько на устремлении человека к Богу, на исполнении Его заповедей. Для по-настоящему верующего человека эти ценности не менее, а на самом деле более важны, чем соображения материального порядка.

И когда законодательная инициатива предлагает  оценивать условия жизни ребенка в семье только материальными критериями и на этом, в сущности, дискриминационном основании разрушать связь детей с родителями — это очень опасно.

Конечно, если ребенок голодает, — это повод для властей задуматься и принять меры для защиты его прав. Но если речь идет о том, что кто-то, например, прописывает его рацион, нарушающий, в частности, религиозные установления, принятые в верующих семьях, или, более того, предполагающий потребление продуктов, производимых именно определенными компаниями, то это явный признак идеологического диктата, а иногда и коррупции.  

Почему пытались закрыть детские учреждения, созданные РПЦ

В активности сторонников ювенальных технологий могут проявляться корпоративные интересы чиновников из государственных, муниципальных и правоохранительных структур. Система специальных судов и специальных правоохранительных органов, которые будут действовать во всех случаях, когда одной из сторон конфликта является несовершеннолетний, неизбежно получит большую власть и большие деньги. Такие примеры уже налицо во многих странах Запада. Поэтому я не исключаю, что люди, охочие до власти и до денег, постараются сделать все, чтобы того и другого было как можно больше.

До сих пор в стране действуют мощные силы, которые, например, заинтересованы в том, чтобы весь бюджет, выделяемый на детей, лишенных попечения родителей, оставался в руках государства. В то время как практика, в том числе зарубежная, показывает, что негосударственная работа такого рода при господдержке оказывается более эффективной. Хотя бы потому, что выполнение социальных функций негосударственными социальными учреждениями, созданными религиозными организациями, частными компаниями или общественными объединениями, основано не только на средствах госбюджета, но и на ресурсах, которые активно вкладываются из негосударственного сектора.

Практика показывает, что в государственных приютах, особенно крупных, дети гораздо более несчастны, чем даже в семьях, где есть проблемы. Это учреждения-монстры, в которых содержатся сотни детей, и царят элементы криминальной "культуры", жестокость, насилие, утилитарный подход к детям. Вот почему из этих детских домов дети так часто пытаются убежать. И стремятся вернуться даже в самую трудную семью. 

Рискну предположить, что в реабилитационных центрах, приютах, центрах психологической поддержки, созданных Русской Православной Церковью и другими традиционными религиозными общинами России,  дети чувствуют себя гораздо лучше. Эти заведения успешно решают вопросы воспитания сирот, реабилитации малолетних преступников, перевоспитания "трудных" детей или проблемных родителей.

Между тем, предпринимались попытки их закрытия (предлогом служили, например, ведомственные проверки). Инициировались даже поправки в законодательство о ликвидации всех негосударственных учреждений для детей (депутаты Госдумы Крашенинников и Малахова). Слава Богу, эта "инициатива" была остановлена, в том числе благодаря вмешательству президента страны. 

Мнение Межрелигиозного совета России: вмешательство государства в сферу родительских обязанностей чревато трагическими последствиями

В некоторых кругах считают, что лучше всего детей воспитают не родители – "некомпетентные" и "непросвещенные" — а государство или структуры, руководимые педагогической элитой. 

С таким подходом согласиться никак нельзя. Родители, согласно Конституции РФ, российским законам и международному праву, да и здравому смыслу, наконец, должны иметь определяющее влияние на образ жизни своих детей, на их мировоззрение. Грубое вмешательство чиновников в воспитательный процесс является ничем иным как явным отходом от этих правовых норм.

Создание параллельной юстиции опасно само по себе, поскольку она будет иметь тенденцию к срастанию с социальными службами, комиссиями по делам несовершеннолетних,  органами опеки и попечительства и органами законодательной власти. В этих условиях говорить о независимости и объективности ювенального судопроизводства не приходится.

О том, что усиление зависимости граждан от произвола чиновников в сфере родительских отношений и обязанностей чревато трагическими последствиями, говорилось на XIV Всемирном Русском Народном Соборе (ВРНС), который состоялся 25-26 мая 2010 года.

В резолюции ВРНС, в частности, подчеркивается, что в условиях, когда перед российским государством остро стоит проблема коррупции, вмешательство бюрократической машины в жизнь семьи неизбежно приведет к появлению "заказных" судебных дел, направленных  на лишение людей родительских прав, с целью вымогательства, шантажа и так далее.

Проблемы, связанные с защитой прав семьи и ребенка, сохранения традиционных семейных ценностей обсуждались на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами президиума Межрелигиозного совета России (МСР), которая состоялась 22 апреля 2010 года.

 По словам Его Святейшества, "с одной стороны, наше общество сталкивается с проблемами насилия над детьми, с другой — с вопиющими случаями вторжения в личную жизнь государственных чиновников; были даже случаи изъятия детей из достаточно благополучных семей…". 

В заявлении, принятом на встрече, были единодушно признаны опасными любые меры, позволяющие чиновникам вмешиваться во внутреннюю жизнь семьи, ее мировоззрение и образ жизни, в кровную связь родителей и детей и отнимать ребенка на основании размытых критериев, трактуемых разными мировоззрениями по-разному. 

Законодатели должны прислушиваться к голосу общественности, верующих людей и родительских объединений

Меры государственного и общественного контроля над жизнью ребенка в семье должны вырабатываться в процессе широкого общественного обсуждения с участием всех социальных слоев россиян, традиционных религий, представителей профессиональных и общественных, в том числе, родительских, объединений и подвергаться нравственной экспертизе. Одним из элементов такой дискуссии может быть вопрос о соотношении правовых и духовно-нравственных принципов преодоления семейных конфликтов.

Можно вспомнить такие значимые для общества темы, как борьба с педофилией и детской порнографией, ограничение торговли алкоголем, противодействие наркобизнесу, сохранение свободы человека от тотального электронного контроля и другие. Во всех этих областях нравственный голос верующих людей громко прозвучал, и серьезно повлиял на формирующееся законодательство. 

Идеологизированные клише в законодательстве оставляют лазейки для произвола и злоупотреблений чиновников 

Россия нуждается в развитии семейного законодательства, которое будет защищать как интересы ребенка, так и законные права его отца и матери, укреплять институт семьи, включая меры поддержки семей, испытывающих материальные трудности.

Семейный кодекс РФ допускает по сути дела безграничное лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, поскольку основания, при наличии которых допустимо принятие таких решений, четко не определены. Идеологизированные клише — "низкий уровень развития", "ненадлежащее воспитание", "низкий уровень благосостояния" — слишком неконкретны для того, чтобы применяться в законодательстве. Они оставляют лазейки для произвола и злоупотреблений, когда под предлогом заботы о детях могут быть разрушены вполне нормальные семьи.

Нуждаются в конкретизации полномочия органов опеки и попечительства.  Если есть намерения расширять эти полномочия, нужно очень четко представлять себе, каким именно будет это расширение. Не приведет ли оно к тотальному всевластию чиновников и правоохранителей, позволяющему им грубо вмешиваться в  мировоззренческую сферу жизни семьи, в принципы воспитания?

Просмотров: 458 | Добавил: akseno


Design morguss © 2009
Свято-Казанский храм © 2009-2024