Великий
пост включает Святую Четыредесятницу
(первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между
ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим
(Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост
длится семь недель (вернее 48 дней).
Последнее
воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот
день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На
литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о
прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем
получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных
сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый
обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых
обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.
Первая
неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения
продолжительностью.
Св. Четыредесятница,
которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне,
начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице
остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому
воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой,
второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все
продолжение Св. Четыредесятницы,
по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не
случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными
частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По
средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять
воскресений Великого поста – литургия Св. Василия
Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу
Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна
Златоуста.
Первые
четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах
читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное
произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе
воздействия на душу служб.
В
первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия
преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св.
великомученику Феодору Тирону, после чего на середину
храма выносится коливо – смесь из вареной пшеницы и
меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.
В
первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество
православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных
на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника
выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для
икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и
Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и
обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает
Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех,
кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем
скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» – живущим.
Во
второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает
одного из великих богословов – святителя Григория Паламу,
архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке.
Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь
озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той
причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено
совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
В
третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого
славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении
Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется
и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет
в середине Четыредесятницы верующим Крест для того,
чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить
постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в
течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится
обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста
называются Крестопоклонными.
Среда
четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).
В
четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к
Престолу Божию.
В
четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св.
Марии Египетской» (или Мариино стояние – народное название утрени, совершаемой
в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св.
Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого
поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в
этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии
Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного
покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.
В
2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста.
Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников,
посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в
скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот
праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День
Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.
В
субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается
торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в
благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У
нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде
на Небесную Заступницу.
В
пятое воскресенье Великого Поста совершается последование
преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской,
образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся,
показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
Шестая
седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с
ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей
Господних.
Лазарева
суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей
и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в
Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на
нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день
поются воскресные «тропари по Непорочных»:
«Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый
Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся. Аллилуиа».
В
шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник –
Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным
воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения
Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды,
распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других
растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных
свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью
(Воскресение). С вечерни в Вербное воскресение отпуст
начинается словами: «Грядый Господь
на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д.
Страстная
седмица посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса
Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот
период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию
воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно
умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.
Понедельник,
вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию
последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности
богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени,
после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се
Жених грядет в полунощи», а после канона поется
песнь: «Чертог Твой вижду.
Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия
преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.
В
Великую среду Страстной недели воспоминается
предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.
В
Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы)
читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.
В
Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится
из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение
Спасителя, лежащего во гробе; таким образом
совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
В
Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», – плащаница обносится
вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он
пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.