RSS

Меню

Категории раздела
Жития святых Коми земли
Интервью
Медицинский отдел
Дорога к храму
Проблемы нашего времени
Проповеди и послания

Последние статьи

Погода

Наш баннер



Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Дорога к храму

Как правильно подавать записки?

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», наравне со свечой является наиболее массовым церковным обращением людей ко Господу, Богородице и святым угодникам Божиим.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время Богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник – это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина, и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и требует к себе такого же уважения. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем помянник и записки, как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед Святым Престолом.

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, – «О здравии». Понятие здравие включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что молимся о том, чтобы он в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. Мы должны первым написать имя нашего патриарха, а за ним – архипастыря, то есть преосвященного архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4). Затем, во исполнение слов апостола: «поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7), пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13, 7-8). Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или далее враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, по даваемая нами, – «О упокоении». В ней мы пишем имена наших усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род и за всех православных христиан. Умершие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие сродники (а имен многих из них мы часто и не знаем) молятся о нас, своих потомках.  Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9). Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром, до начала службы.

Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете, – это уже молитва.

Записка должна содержать не более десяти имен.

Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.

Имена должны быть написаны, в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, о здравии епископа Тихона, игумена Василия, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам о упокоении – например, митрополита Иоанна, протоиерея Владимира, Раисы, Иоанна, Наталии, Илии.

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Симеона, а не Семена, Матфея, а не Матвея) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть: болящего, воина, путешествующего, заключенного.

В записках о упокоении усопший в течение сорока дней по кончине именуется новопреставленный. Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов убиенный, воин, приснопамятный (день смерти, день именин усопшего).

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Категория: Дорога к храму | Добавил: admin (18 Марта 2009)
Просмотров: 889


Design morguss © 2009
Свято-Казанский храм © 2009-2024