Церковная
записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении»,
наравне со свечой является наиболее массовым церковным обращением людей ко
Господу, Богородице и святым угодникам Божиим.
В
тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия,
имеется помянник, особая книжечка, в которую
записывают имена живых и умерших и которая подается во время Богослужения для
поминовения. Книжки помянников и сейчас можно
приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник – это запись на память потомству о
живших на земле предках, что делает помянник книгой,
важной для каждого христианина, и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних
икон.
Церковная
записка, в сущности, – разовый помянник
и требует к себе такого же уважения. Записка, подаваемая без изображения
креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен,
свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей
имен живых и усопших для их поминовения. Между тем помянник
и записки, как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть
названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они
вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед Святым
Престолом.
В
записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в
Православной Церкви.
Первая
записка, подаваемая нами, – «О здравии». Понятие здравие включает не только
здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние,
материальное благополучие. И если мы молимся о здравии
человека, который сделал много зла, то это не значит, что молимся о том, чтобы
он в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, – нет, мы молим Бога, чтобы Он
переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш
недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с
окружающими. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем
здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что
каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг
за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве
друг за друга и строится Церковь. Мы должны первым написать имя нашего
патриарха, а за ним – архипастыря, то есть преосвященного архиерея,
поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу
молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так
учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать
молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную
во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4).
Затем, во исполнение слов апостола: «поминайте наставников ваших» (Евр. 13, 7),
пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет,
заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей,
свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о
здравии и благополучии своей семьи: «если же кто о своих и особенно
о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). За
своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам
добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не
оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное... Не оставайтесь
должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого
исполнил закон» (Рим. 13, 7-8). Наконец, если у вас есть недоброжелатель,
обидчик, завистник или далее враг, впишите его имя для молитвенного
поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас» (Мф. 5, 44). Молитва
за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения
мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда
один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии
рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился
доброжелателем.
Вторая
записка, по даваемая нами, – «О упокоении». В ней мы
пишем имена наших усопших сродников, знакомых, учителей,
благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны
молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников,
но и за весь свой род и за всех православных христиан. Умершие, хотя и отошли
от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими,
так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог
же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Мы верим,
что наши усопшие сродники (а имен многих из них мы
часто и не знаем) молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну
Главу – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем;
умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда
Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы
владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9). Единство
и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за
них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно
глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души
молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Записки
надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминовении подать
вечером или рано утром, до начала службы.
Вписывая
имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им
блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете, –
это уже молитва.
Записка
должна содержать не более десяти имен.
Если
вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
Имена
должны быть написаны, в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми
указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан – например, о
здравии епископа Тихона, игумена Василия, иерея Ярослава, затем пишите свое
имя, своих родных и близких. То же относится и к запискам о
упокоении – например, митрополита Иоанна, протоиерея Владимира, Раисы, Иоанна,
Наталии, Илии.
Все имена должны быть даны в церковном
написании (например, Симеона, а не Семена, Матфея, а
не Матвея) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).
В
записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
Ребенок
до семи лет в записке упоминается как младенец. Если хотите, в записках о
здравии перед именем можно упомянуть: болящего, воина, путешествующего,
заключенного.
В
записках о упокоении усопший в течение сорока дней по
кончине именуется новопреставленный. Допускается в записках о
упокоении написание перед именем слов убиенный, воин, приснопамятный (день
смерти, день именин усопшего).
Записки
на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются
отдельно.