Страстной
седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой,
посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его
страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится
Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы
Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия
Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни
или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и
преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя».
По
свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием
неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу
усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая
Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные
страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая
неприличным произносить осуждение во дни нашего
оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти
дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от
цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
Каждый
день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях
совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны,
украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими
чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями
и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом
Завете было только предызображено или сказано о
последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь
сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами
в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении
события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком
любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово
грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам
Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании
до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента
Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества
Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и
песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас
способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы
готовимся.
Первые
три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В
соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в
храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным
Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих
вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду
человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на
часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим,
обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются
во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три
дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события,
которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события
благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые
дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни
неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к
народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами,
которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.
Подготовляя
верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых
трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается
великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и
сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего
все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства –
неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному
Искупителю – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно
страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего
Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на
кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас,
погибающих.
Присутствуя
в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних
дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю
величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий
Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту
неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы
Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них
отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию,
то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым
внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом
глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу.
Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо
идет за Господом, грядущим на страдания.
Понедельник,
вторник и среда Страстной седмицы посвящены
воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих
трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре
Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из
Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти
в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества
читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет
следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении
Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на
место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и
страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях.
Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие
в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что
значит – размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно
живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и
осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух
Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за
что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и
Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще
спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не
оставалась для меня бесплодой; что я должен делать,
чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего
мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего
учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в
благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое
размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника
к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует
с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.
Путь
Страстной седмицы – путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря – говения, для достойного пичащения
святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется
жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам
алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов
посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться
из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать,
из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность
приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от
Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы – оказывать, во имя
Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и
непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш
столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных,
бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно
дел милосердия к ближним и на них утвердит наше
оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной
возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно
воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы – одев, например, нуждающегося, вы
поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем
православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на
страдания Господом.